Мне нравятся идеи, заложенные в ее работы! Иногда они очевидны и просты, совсем без ощущения сложности. Бывает, заставляют задуматься, вникнуть и понять смысл… Такая узнаваемая и понятная мне сосредоточенность на мелочах выдает вещи, о которых точно позаботились.
Я счастлива нашему личному знакомству и сегодняшнему разговору с ней. Вряд ли мне удастся найти слова, чтобы правильно ее представить вам, дорогие мои читатели. Скорее, она все скажет сама. Знакомьтесь, гостья рубрики «Стильная среда»,- Мария Щербина.
Рада Вас приветствовать, Мария! С удовольствием хочу продолжить наше знакомство. Начну издалека. Кто вы по профессии?
Здравствуйте, Виктория! Почему же издалека? У меня две профессии, обе – очень любимые, и об одной из них – ювелирном бисерном дизайне с драгоценными и полудрагоценными камнями и хрусталем Сваровского – насколько я понимаю, и начнется наш разговор? Вторая часть меня учит студиозусов тому, чем Микеланджело отличается от ниндзя-черепашки, а бекон – от Френсиса Бэкона :).
Как Вы увлеклись бисерным дизайном? С чего все началось?
Пожалуй, началось с Александра Грина. Мне захотелось браслет о волнах и корабле с алыми парусами. А получился… урок о том, почему пользоваться хорошими инструментами удобнее даже, если они дороже. Увы, когда браслет был сплетен, алый чешский (тогда, кстати, считавшийся более, чем годным) бисер полинял. И рука стала ярко-красной, а паруса – бледно-прозрачными. Дальше все было очень прозаично: мама, ацетон, долгие раздумья :).
Я влюблена в ваши работы! Они элегантные, динамичные и характерные. Как Вы создаёте это чудо? Надеюсь, Вы понимаете, что я сейчас больше интересуюсь не технологией и методикой, а творческим процессом :). Интересно узнать, как появляются формы Ваших украшений? Что Вас вдохновляет? Делаете ли Вы эскизы?
Виктория, как приятно, когда мои образы отзываются и обживаются в мирах других людей! Появляются… как отзвук идеи, картинки, размышления – иногда как мысль о природе, иногда об архитектуре, живописи. Литературные аллюзии. Образ камня. Вещь-в-себе. А чаще всего – как дополнение к целому миру, которому понадобилось украшение. Сейчас я говорю о дамах и джентльменах, приходящих ко мне.
Каждая вещь – это рассказ о человеке-и-образе. О цветотипе и стиле, о характере и динамике, о том, как человек живет – и как выражает себя. Собственно, законченная работа — это взгляд на ее владельца.
Колье «Обрывки ветра» — не только рассказ о полете, но о порыве волос. Рубиново-сапфировый браслет «Течение» струится, перетекая из плоскости в объем, но вместе с тем рассказывает о цвете губ, о проникновенных запястьях – и, неожиданно – почти разрывая шаблон – о джинсовой материи. «Кленовый ветер» — грани переменчивости, сила и нежность, весна-сквозь-грозу, но при этом – вполне функциональная вещь, трехсторонний браслет. «Исида» — не только рассказ о египетской богине, но о богине внутри владелицы, «Охота» — это вообще зарисовка необыкновенного характера, но притом – колье-трансформер, ноское, от украшения для каждого дня стильной и сильной до вечернего раута…
Если говорить о вещах шоу-класса, то они сами – образ. К примеру, «Огонь» — угли и пепел, перерождающиеся в неожиданное, даже внезапное пламя, где хрусталь Сваровского светится, как драконьи глаза.
Но взгляд, который видится в работе, идет не напрямую, а сквозь некоторый… эээ… астрономический инструмент. Сквозь дизайнера и стилиста по украшениям.
Эскизы – конечно, делаю. Поскольку большинство моих работ созданы на заказ, мне нужно показать, что будет в итоге, владелице или владельцу. Потому – не только эскиз, но даже выкройка.
Мария, есть ли у Вас свои критерии выбора камней для работ? Долго ли Вы ищете материал под идею? Где? Или чаще используете тот, что уже есть?
Скорее, не критерии, а чувство. Эмоция, отклик. Хотя, я – страшный дракон, добываю редкие камни по всему миру, под идею, под заказчика – и просто так, и коллекция все растет и растет – чтобы и у меня, и у моих клиентов был выбор.
Потому что каждый камень уже таит в себе идеи, причем далеко не две и не три. По поводу соотношения идеи и камня приведу два примера. Вариант 1: основной камень приходит сам, а дополнения к нему я ищу уже прицельно. Так, большой полихромный топаз, лежащий на моем рабочем столе, не просто пришел, но принес с собой идею двойственности, «Лед и мед», и потребовал восемь более мелких ограненных топазов голубого цвета. Потом еще два оттенка хрусталя Сваровского. Потом… палитра разрослась :). С другой стороны, творчество великого ювелира, Рене Лалика, заставило меня много месяцев искать огромную жеоду из симбирцита, пирита и ископаемого перламутра. Нашла. Стартую. Пожелайте мне удачи.
С удовольствием желаю Вам удачи! А сколько времени в среднем занимает работа?
Ой. Самый сложный вопрос. От нескольких дней до нескольких месяцев. Я говорю о чисто технической части. Здесь все слишком сильно зависит от сложности дизайна.
По-моему, Мария, Вам удалось выработать свой собственный стиль в бисероплетении. Как бы вы его описали?
Полет. Многомерность, многофункциональность, многосмысловость.
А можете описать собирательный образ своей идеальной клиентки? Женщина, которая носит Ваши украшения, какая она?
Очень разная. Классическая. Деловая. Аллертная. Динамичная. Спортивная. Романтичная. Изнеженная. Сильная. Эпатажная. Гламурная. Профессиональная. Собранная. Улыбающаяся. Загадочная. Можно перечислять долго, каждая и каждый из тех, кто обращается ко мне (кстати, мои клиенты – не только дамы :)) – не похож на других. Объединяет их всех, пожалуй, немногое. Неспособность к конвейерности, к инкубаторскому способу жизни – и его выражению во внешнем облике. Способность ценить одежду, украшения и аксессуары, подчеркивающие и или создающие стиль. Или даже являющиеся историей-о-владельце. Или историей-о-какой-либо-грани-владельца. Или значимой историей-образом.
Какие профессиональные этапы Вы считаете наиболее приятными и значимыми для вас?
Здесь буду смешивать понятия, набрасывать эскизы, обрывки… и рассказывать о достижениях 2011-2012.
2012: Самое значимое – эскиз колье, которое еще не готово, но, надеюсь, оживет к апрелю. Новое участие в International Bead Awards, на этот раз не с любимыми многомерными фриформами, а с колье-киберпанком (проба соединить телефонные провода, компьютерную память, человеческий мозг, рубин и весну – конечно, хулиганство, но какое родное ;)).
2011. Наверное, самое приятное из формальных достижений — персональная выставка в PerlenAkademie летом. На стенде, еще хранящем тепло работ Хьюба Петерсона и Лауры Мак-Каб – мои колье… Участие в конкурсе института Pantone «Fashion Colourworks-2011» — и начало коллекции репродукций, живописных аллюзий, колье «Моне». Смешение двух течений (личного и «общественного») – колье «Охота». Рожденный, очень удавшийся мне образ (ага, ощущение «ай-да Пушкин» продолжалось все время, пока я плела это колье) – и второе место этого колье на международном конкурсе «Creative beads».
Насколько я знаю, Вы обучаете желающих своему мастерству. Расскажите, пожалуйста, об этом.
Пожалуй, мастерству как способу видеть нельзя обучить. Можно рассказать (и показать) техническую сторону дела, можно познакомить с основами композиции, мировой архитектурой, орнаменталистикой, искусством живописи, историей костюма и моды, мифологией, культурами народов мира, …, но нельзя научить видеть свое. Это – тот шаг, который каждый делает сам.
Самое приятное для меня как для учителя – это вИдение учеников, их миры, отличающиеся от моего. Цветность, линии, неожиданная для меня симметрия… В общем, другой взгляд.
И – самое интересное событие – стремительно приближающийся мой немецкий мастер-класс. 17 и 18 марта, с 9-30 утра (если буду жива и здорова), в ПерленАкадеми города Дортмунда я начну свой рассказ немецким мастерам м о многомерной авторской технике свободного плетения (объемный фриформ) и о моем вкладе в стиль стимпанк – коллекции «Хронотоп».
Думаю, отчет вскоре последует.
Я уверенна, что все получится у вас. Иначе и быть не может. А скажите, Мария, работы каких авторов Вы считаете интересными для себя? Чему бы еще хотелось научиться?
Если говорить о бисерном дизайне, то мой кумир – Хайди Куммли. Фантастическая свобода мысли, творчество без преград, не только умственных, но и пространственных. Шерри Серафини – размах и роскошь, Хьюб Петерсен – энтомология и дизайн, Алла Визир— чувство стиля и благородство… Наверное, тут могла бы долго. Интересных мастеров бездна, и как увлекательно знакомиться с их делами.
Если говорить о большем, чем недостижимо-прекрасное, то Гауди, Лалик, ювелирные работы Дали, Бёрдслей.
Что еще Вас увлекает? Как Вы проводите свое свободное время? Что больше наполняет Вас энергией – одиночество или шумные компании?
Байдарки, черный чай, разговоры, выставки, музыка…
И напоследок, вопрос о планах и целях на будущее. Таковые имеются у Вас;)? Хотели бы Вы, например, создать свой сайт?
О, сайт – это больной вопрос. Мой любимый программер, по совместительству являющаяся одной из обладательниц моих украшений, надеюсь, наконец доделает прекрасное. По крайней мере, здесь я еще раз повторю: «Дорогая, на shcherbina-beads.com пока пусто. Доколе?» :).
С планами посложнее. Есть страшный зверь, именуемый база данных заказов, электронная копия любимого кожаного блокнота. Основные планы – там. Включая работу на Новый, 2013, год.
А есть – эскизы, неоконченные проекты и идеи… Воплотить бы!
С надеждой на свершение всего задуманного и любовью к вам и вашему творчеству мне остается поблагодарить вас, Мария за интересную беседу. Хочу поздравить вас и всех читательниц моего блога с весенним праздником. И пожелать, как всегда, перемен и открытий!
P.S. Фотографии, любезно представленные автором украшений, выполнены фотографами Ириной Каплун и Алиной Капит
С любовью, Виктория Гончарова. Буду благодарна, если поделитесь этой ссылкой.
4 комментария
Признаюсь, что обычно не испытываю нежных чувств к авторским ювелирным украшениям, и вообще не являюсь фанатом украшений. Но в этих работах сразу чувствуется талант, очень красиво, необычно, и очень чувствуется связь с владелицами.
Ваш сайт уже заработал 🙂 Удачи вам!
Алла, спасибо за Ваше участие! Буквально сегодня подумала написать Вам письмо с просьбой. Мой сайт накануне больших перемен и мне необходима поддержка). Как все таки замечательно, что несмотря на субъективность понятий красоты мы находим точки соприкосновения. И хорошо, что есть авторы, чье отношение к работе зажигает в нас эмоциональную искру. Кажется, что Марии это легко удается.
Потрясающий мастер и просто невероятные украшения!!!
Это правда! Всегда, когда мы пересекаемся с Марией в любой реальности, наше общения окутывает меня чувством радости. Рада, если такое же чувство появляется и у других.