Могу сказать одно, что с появлением рубрики «Стильная среда» на моем сайте, выигрывает не только он, а и я. И знаете почему? Потому что жизнь всегда богаче выдумки. Ее желание обогатить нас необходимыми впечатлениями и опытом воплощают встречи и общение. При обоюдности первое и второе превращает обычные моменты в счастливые мгновения.
Сегодня у меня в гостях человек, умеющий не только ценить моменты, а и видеть то, чего не замечают другие. Ее наблюдательность идет рука об руку с умением передать настроение. И кажется, кадры в ее жизни решают все ;).
Давайте же быстрее знакомиться! Моя гостья — Алла Мутелика.
Приветствую тебя, Алла! Думаю, читателям будет очень интересно узнать о твоем творчестве. Можешь немного рассказать о себе?
Привет, Вита! Рада новой встрече и возможности пообщаться на любимые темы. Правда, тему «о себе» не назвала бы любимой… скорее — насущной (с кем же сталкиваешься каждую секунду, как не с собой? 🙂 ), и говорить об этом не очень умею. Но попробую :).
Самое главное для меня в этой жизни — родные мне люди и мое творчество. И поскольку первое весьма интимно, перейду сразу ко второму. Творю я всегда и во всем, сколько себя помню. Одна из моих коллег однажды так и сказала: творчество — твое второе имя. И это не громкие слова, а «хлеб мой насущный», то, чем я живу каждый день, без чего себя не мыслю даже в мелочах — от сложносочиненных салатиков и пирогов до моделирования одежды, по-новому повязанного шарфика и, конечно же, фотографии — обо всем, что меня окружает.
В разные периоды жизни меня занимали и рисование, и поэзия с прочим писательством, и авторская песня, и всевозможное рукоделие (вязание, бисероплетение, макраме, шитье, работа с кожей), и создание рекламных образов (больше 10 лет этому посвятила)… А сейчас значительная часть моей жизни посвящена фотографии. Почему? Может, потому, что это очень быстрый способ «рисования»? А я люблю — и рисовать, и делать все быстро. Или… просто хочется, чтобы в мире стало чуть больше любви. А лучшего способа ее хранения человечество пока не придумало. Кто не верит — пусть заглянет в семейный альбом :).
Как страсть к фотографии появилась в твоей жизни? Может быть, ты с детства мечтала замечать и сохранять счастливые мгновения? Или же ты в один прекрасный момент сказала себе, что будешь фотографом и стала им?
Фотография не появлялась в моей жизни — она была в ней всегда, неотъемлемым атрибутом жизни — от альбома прадедушки и прабабушки с портретами дореволюционных времен до моих уже альбомов-летописей о жизни друзей и близких. И, кстати, да — самыми ценными для меня всегда были снимки любительские, пусть и пострадавшие от времени больше студийных кадров, но — живые, эмоциональные, рассказывающие об изображенных на них людях гораздо больше, чем постановочные фото. Хотя в альбомах хватало и тех, и других.
Помню семейную традицию: время от времени сниматься в ателье. Прадедушка и прабабушка, уже старенькие, с весьма скромной пенсией, считали это важным — оставить такую память. Неспроста же семейный архив прошел с ними две войны и несколько пожаров, пропутешествовал полпланеты с Дальнего Востока до Западной Украины — как одна из главных ценностей в нехитром житейском скарбе.
Вначале фотоаппарат всегда был в руках тех, кто рядом — родителей, друзей. В среде друзей их было даже несколько (кстати, умение жить под прицелом объектива не стесняясь, не зажимаясь, не позируя, оказалось во всех отношениях полезной практикой!). И сейчас мне не удивительно, что момент перехода камеры в мои руки памятью не запротоколирован: это случилось как данность, и иначе быть не могло.
Ты верно подметила, моменты счастья — так называется и мой блог — происходят с нами повсюду, на каждом шагу. Когда-то я фиксировала их стихами, потом тишины внутри стало больше, слов меньше — я начала писать хайку… Этот философский жанр японской поэзии очень приучает мыслить образами. А однажды поняла, что даже на три строки слов во мне не набирается — и остались только картинки.
Что для тебя сейчас фотография?
Наверно, то же, что и всегда: возможность поделиться тем прекрасным, что меня окружает, что вижу вокруг — в природе, в людях, в часто ускользающих от взгляда мелочах. Возможность сохранить для кого-то важный, особенный момент его жизни или даже помочь увидеть себя с новой, необычной стороны… Сколько раз перед фотосессией доводилось слышать «я не фотогеничная!», а потом доказывать, что красивый портрет — не продукт фотошопа, а просто взгляд с той стороны, откуда человек на себя никогда не смотрел. Возможность умножить радость — ведь «радость размножается деленьем», как пел когда-то известный бард :).
Глядя на твои работы, кажется, что героини этих фотосессий специально не наряжались и не прихорашивались перед камерой, а просто позволили тебе их фотографировать. Как это тебе удается? Легко ли сделать так, чтобы человек расслабился перед камерой и начал доверять фотографу?
По-разному бывает — бывает, что и наряжаются, и прихорашиваются (как же без того? ;)), а бывает и нет. Я глубоко убеждена в том, что настоящая красота всегда та, что внутри — и именно ее мне хочется разглядеть в человеке и выразить в своих работах. Как удается? В общении — с одной стороны. И в восхищении — с другой.
Если честно, я сама не до конца понимаю, «как это работает»… Знаю только одно: если одновременно с тем, как вынимаю камеру из кофра, не достать любовь из сердца — ничего не получится. Если я не найду, на что в человеке посмотреть с любовью, всю съемку можно легко выкинуть в корзину. Неважно — индивидуальная это фотосессия или, к примеру, съемка коллекции платьев.
Можно поймать сколь угодно шикарный свет, цвет и композицию — или не поймать… Но что они без того единственного, настоящего света, что изнутри? И если в съемке есть хотя бы 1-2 кадра, которыми удалось его поймать, которые не отпускают — значит мне за нее (за съемку) не стыдно :).
А легко ли это… Говорят, я легкий человек. Но, может, это мне так везет на людей? Во всех, с кем до сих пор доводилось встречаться, есть что-то удивительное, достойное восхищения…
Давай поговорим о фотографировании детей. По-твоему, что является самым сложным в этих съемках?
Самое сложное в съемках детей — это их родители! 🙂
К детям всегда отношусь с глубоким уважением и интересом, как к равным. Для меня каждый, даже новорожденный — личность, характер, человек. Видимо, дети чувствуют такое к ним отношение — и обычно легко идут на контакт. И если родители этому контакту не мешают, да еще и помогают — ведут себя с ребенком естественно, развлекают, общаются, играют с ним — все складывается очень удачно. Но когда вместо этого из-за моей спины раздаются указания «Улыбайся!», «Развернись сюда», «Руку убери туда», «Обними/поцелуй сестру/брата/друга/дядю/тетю» и т. п., съемка очень усложняется. Тонкая ниточка контакта то и дело рвется, ребенок очень напрягается, быстро устает и, как следствие, получить хорошие, позитивные кадры становится все сложнее…
Бывает и так: некоторые считают, что детский фотограф должен также выполнять роль массовика-затейника. Посмею развеять это заблуждение. Качественно можно делать только одно: либо развлекать малыша, либо фотографировать его. И если в моих руках камера и от меня ждут хороших снимков, я выбираю второе. С большой любовью ко всем, кто находится вокруг меня в момент съемки.
Кстати, можно я здесь, с публичной трибуны, «воспользуюсь случаем»? 🙂
Дорогие родители, бабушки-дедушки! Вам, как никому другому, известно, насколько чудесны и замечательны ваши дети! Пожалуйста, когда в вашей жизни случается фотосессия, не поддавайтесь стереотипам столетней давности :). Не пытайтесь усадить, зафиксировать ваше чадо, не надо диктовать, что ему делать. Кто, как не вы, лучше знает, на какое действие или реплику ваш ребенок улыбнется, рассмеется, скорчит забавную рожицу, захлопает в ладоши, пустится в пляс? Нужное слово или движение займут ровно столько же времени, сколько наказ «Улыбнись!», но результат окажется прямо противоположным — радостным, веселым, мгновенным! И со всех сторон положительным — я же тут, вокруг вас со своей камерой — и ловлю, ловлю моменты вашего счастья ;).
А как получаются такие удивительные снимки самой Природы? Есть ли у тебя своя тактика подготовки к такой съемке?
Если считать тактикой особое настроение, состояние духа — то да, есть. Для меня все, что вокруг — живое. Нет, не так. С большой буквы — Живое. Это удивительно, но даже букашки-комашки понимают, что стали объектом доброжелательного наблюдения — и позируют! И цветы чувствуют особое к себе внимание — ты замечала, что те цветы в вазе, которыми любуешься чаще, не вянут дольше? Что уж говорить о птицах, рыбах и прочих животных… Помню случай, как в Гобустане (исторический заповедник в Азербайджане) одна ящерица не просто с видимым удовольствием позировала мне минут 10, а еще и побежала следом, когда я съемку закончила и убрала камеру в кофр! И в ее позе и движениях явно читалось: «Куда же вы? Я еще хочу! » 🙂
Даже с водой, ветром и светом можно найти контакт — но большего не скажу, это уже почти магия ;).
Я знаю, что многие не воспринимают термин «проект» в отношении каких-то творческих проявлений. Меня же понятие «проект» привлекает своей уникальностью и возможностью поиска чего-то нового. Наш совместный опыт работы над проектом «Имидж-сессия «Смена образа» в 2010 показал и твою заинтересованность в таком творчестве. Как сейчас обстоят дела? Есть новые проекты?
В этом я с тобой созвучна — как иначе назвать то или иное интересное дело, которое затеваешь? Разве некое творческое начинание не может иметь свои цели, задачи, временные рамки и даже бюджет, объединенные общим направлением, темой? Все это вполне вписывается в понятие проекта.
С неизменным теплом вспоминаю «Смену образа». Полагаю, наша встреча и сотрудничество в нем были не случайны. Тема одежды — ее создания, моделирования, цветовых и фактурных решений — сопровождает меня всю жизнь. Наследственность? Гены? 🙂 Мои предки по линии отца и матери так или иначе были связаны с созданием одежды на протяжении трех-четырех поколений, и я не стала исключением: 80% моего гардероба придуманы и сшиты или связаны собственноручно. И идеи по поводу организации того или иного проекта в этом направлении возникают у меня регулярно, а жизнь, в свою очередь, то и дело подкидывает поводы.
Одним из проектов был (и остается) Каталог Мастеров — собрание сведений о работающих на заказ швеях и вязальщицах на просторах рунета (пока данные собираются на базе ресурса LiveInternet и частично LiveJournal) — для всех, кто не может найти нужную вещь в готовой одежде или предпочитает индпошив.
Другой проект, начатый еще во времена «Смены образа» — организация фотосессий совместно с мастерами хэндмейда. Украшения, аксессуары, одежда, предметы интерьера — все это так или иначе может дополнять создаваемые образы. Еще один совместный проект «Стань моделью для «New Brands» с магазином дизайнерской женской одежды — небольшие стрит-фотосеты с возможностью выбрать для съемки 2-3 наряда (думаю, тебе очень понятно это счастье — перемерить кучу классных платьев, выбрать то, что нравится, и сфотографироваться в них?) Последние два проекта я веду на другой интернет-платформе — в моей группе Вконтакте.
Идей у меня всегда хватает, часто их даже больше, чем могу реализовать — и тогда я просто делюсь ими с окружающими: берите, мне не жалко, придумаю еще! 🙂
Как бы ты описала свой стиль работы?
Я бы назвала свою фотографию естественной. Комфортной. Свободной. Без надуманных поз, жестов и взглядов. Жизнь как она есть. Фотография как отпечаток души.
Традиционно фотография была преимущественно мужским делом. Сейчас, в эпоху фотобума, в эту профессию пришло очень много женщин, многие из них — признанные во всем мире мастера. Есть ли, на твой взгляд, разница между мужской и женской фотографией?
По моим наблюдениям — есть. Насколько различны мужчина и женщина, настолько же различна их фотография. Мужчинам свойственно видеть вещи и явления глобально, всеобъемлюще, концентрироваться на внешнем, целом; среди них много пейзажистов, репортажников, анималистов, путешествующих по всему миру за интересными кадрами. Самые известные фэшн-фотографы — тоже мужчины. Кто еще способен так воспеть светом женскую внешность? 🙂
Женщины же более внимательны к деталям, мелочам (которые порой столь много могут рассказать!), к чувствам и эмоциям своих моделей, их внутреннему миру. Возможно поэтому подавляющее большинство детских и семейных фотографов — женщины, не говоря о таком специфическом и весьма популярном ныне течении, как фотография новорожденных.
Наметанный глаз распознает съемку женского и мужского авторства с достаточно большой долей вероятности, как опытный каллиграф по почерку скажет, кто автор письма — мужчина или женщина.
Как же выбрать фотографа? И кому отдать предпочтение — мужчине или женщине?
О, критерий всегда только один — мастера выбирают по работам. У каждого свой взгляд, свой почерк и хорошо бы просмотреть не одну-две работы или сессии, а несколько разных в той теме, которая вас интересует (например, индивидуальный портрет или семейная фотосессия, репортаж и т.д.). Обратить внимание на цвета, тональность, приемы обработки, ракурсы, световой рисунок, то, каких планов — крупных или общих — в работе мастера больше. Так можно избежать разочарований, получив на руки готовый продукт.
Гендерный признак — не самый главный, по которому я бы стала подбирать фотографа лично для себя… Но, оказалось, не для всех это так — помню случаи, когда ко мне приходили на съемку, как к фотографу-женщине. Возможно, так некоторые модели чувствуют себя на сессии более свободно, раскрепощенно, естественно. А иногда посмотреть на себя со стороны именно женским взглядом хотят мужчины, когда заказывают индивидуальную (не семейную) фотосессию — особенно, когда снимки им нужны для публикации на сайтах знакомств.
Даже так?
Да 🙂
А что же женщины? Им, выходит, для таких целей лучше обращаться к фотографам мужского пола?
Раз уж речь зашла о столь узконаправленной теме, скажу так: в этом вопросе и мужчинам, и женщинам стоит обращаться к мастерам, умеющим создавать своей работой определенный психологический образ. Не выдуманный, нет! А акцентриующий те черты характера — подчеркну: не внешности, а характера — которые человек в себе ценит сам и которые имеют значение в семейной жизни. Все это, разумеется в том случае, если ищущий свою половинку настроен серьезно. Для прочих случаев это неважно :).
Лично мне в работе с подобными заказами (и они, кстати, нередки) помогает предыдущая специальность — создание рекламных образов — и давнее увлечение психологией межличностных отношений. А еще — и ты меня в этом поймешь — формирование и подчеркивание образа с помощью одежды и аксессуаров. Возвращаясь же к вопросу о выборе фотографа и в этом случае, повторю еще раз: смотрите на работы мастера.
Ну и напоследок, твои прогнозы, останется ли фотография столь популярной в будущем?
Действительно, сейчас мы переживаем фотографический бум. Начало ему положила эпоха «мыльниц», следующим этапом стало понимание того, что зеркальная фототехника дает больше возможностей, и сейчас каждый, кто приобрел даже бюджетную «зеркалку», считает, что может снимать на профессиональном уровне (что не всегда соответствует действительности). Многим фотографам известны случаи, когда клиенты покупали себе дорогой полу- или профессиональный аппарат и считали, что в услугах профессионалов они больше не нуждаются.
В данном отношении Запад нас обогнал — эру «мыльниц» они прожили раньше и уже успели выйти из эры массовых зеркалок. Я наблюдала это за границей (путешествуя в одиночку): зеркальные камеры в руках фотографирующих, если они не туристы, встречаются крайне редко. Большинство уже поняли: не камера делает снимок, а человек — это во-первых, а во-вторых, «зеркалка» — это «белый слон» (говорят, когда индийский раджа хотел разорить кого-то из подданных, в знак особой милости дарил ему белого слона, требующего очень особого и дорогого ухода), которому нужен большой парк объективов и другие дорогостоящий аксессуары, чтобы получать в разных жанрах снимки приличного качества.
Для обычных нужд достаточно «мыльницы» — даже самая дорогая из современных моделей в итоге обходится дешевле профтехники, а качество изображения дает хорошее не только для любительского, но иногда и для профессионального уровня. Есть еще и «в-третьих» — та самая причина, по которой сапожник без сапог, а фотограф — без фотографий: пока камера в руках у одного из членов семьи, полноценного семейного портрета не получится.
И потому сейчас в прогрессивных странах все вернулось на круги своя, где пироги печет пирожник, сапоги тачает сапожник, а профессиональной фотографией занимаются фотографы (кстати, детская, семейная и фотография новорожденных там весьма популярны). Вернулось понимание того, что фотография — это не «щелк-щелк», это профессия, требующая многих знаний и труда саморазвития.
Сейчас и у нас начинают это понимать — полагаю, фото-ажиотаж продлится еще недолго. А время отсеет тех, для кого фотография — жизнь, от тех, для кого она — увлечение и мода. И все мы будем жить дружно и счастливо :).
К сказанному мне остается только поблагодарить Аллу за такой увлекательный и всеохватывающий разговор. А вам, дорогие читатели, — наши пожелания добра и благополучия!
P.S. Хотите стать гостем рубрики? Напишите мне!
Буду благодарна, если поделитесь этой ссылкой ;).
3 комментария
Спасибо за интересное общение!
какие сочные фотографии) супер!
Это правда! Алла умеет подмечать тонкости момента. Наверное, поэтому ее работы и жизненные, и сочные